Советы начинающим предпринимателям: как оценить предпродажную стоимость бизнеса

Недвижимость во Франции

Какие методы оценки бизнеса применяются для формирования предпродажной стоимости, рассказывает аналитик «Простобанк консалтинг» Иван Никитченко.

Рано или поздно у предпринимателей возникает необходимость или желание продать бизнес. Тогда владельцам компаний стоит правильно посчитать активы, чтобы не промахнуться с ценой. Какие методы оценки бизнеса применяются для формирования предпродажной стоимости, рассказывает аналитик Иван Никитченко.

АКЦИИ. Посчитать стоимость бизнеса можно на основе котировок акций компании – в случае, если те представлены на бирже. По словам Никитченко, если взять цену одной акции и умножить на их количество, то получится рыночная капитализация бизнеса, или стоимость компании по оценке рынка: «Но если покупатель хочет приобрести более 50% акций, цена будет выше. То есть, 51% акций стоит дороже 49%, не на цену 2% акций, а на гораздо большую сумму».

КОНКУРЕНТЫ. Если акции компании не котируются на рынке, можно провести оценку, используя стоимость биржевых бумаг аналогичного предприятия. «Например, химзавод в соседней области имеет схожие объемы производства и продаж, что и ваше предприятие. Тогда за ориентир берется рыночная капитализация компании, чьи акции котируются на бирже», – отмечает Никитченко.

КАПИТАЛ. Здесь оценка бизнеса такая: размер капитала предприятия умножается на некий коэффициент, который рассчитывается на основе перспектив компании, отрасли, в которой оно работает, и экономики страны. «Если инвестор видит перспективы, то коэффициент составляет больше 1, если наоборот – меньше 1», – уточняет финаналитик. Как пример эксперт приводит показатели оценки наших банков до и после кризиса: «В 2006-2007-х банки в Украине продавались с коэффициентом больше 1, а «Укрсоцбанк» оценили в 5,2 капитала. А в 2012-2013-м они продавались с коэффициентом 0,5-0,7″.

ВЫРУЧКА. Оценивается бизнес на основании годовой выручки (количества денег, полученных от продажи товаров – Авт.) компании. «Здесь результат оценки также зависит перспектив бизнеса. Если бизнес работает давно, а рынок стабилен, берутся 2-3 годовые выручки. Если же компания быстро развивается, рынок динамичен (особенно характерно для IT-сектора), учитываются 10-20, а иногда даже 50-60 годовых выручек», – говорит Никитченко.

Читайте также  Продажа квартиры: как «раскрутить» покупателя

БАНКРОТ. Когда компания близка к банкротству, оценить бизнес можно, учитывая его активы, имущество, которое реально продать. «Лучше оценкой заниматься не самому, а привлекать экспертов. Ведь в этом процессе учитываются не только активы, акции и капиталы, но и рыночная доля компании, каналы продаж, патенты, интеллектуальная собственность, команда управленцев», – поясняет Никитченко. По его словам, в крупном бизнесе процесс оценки называется due diligence: «Она обходится в десятки и сотни тысяч долларов, ведь здесь задействованы инвесткомпании, аудиторы, юристы». А вот бизнесмены средней руки могут оценить предприятие дешевле: разговорив своего бухгалтера и просмотрев свежую финотчетность. «Но помните, любая оценка субъективна. Поэтому продавец и покупатель могут сторговаться», – говорит Никитченко.